Станичка учителя-дефектолога

Уважаемые гости нашего сайта! 

Рады приветствовать Вас на странице учителя-дефектолога

Балюконис Виктории Сергеевны

Здесь Вы можете найти интересную и полезную для вас информацию

о речевом развитии ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении функционирует  специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, где организована работа по коррекции речи детей. Занятия проводятся  индивидуальной и групповой форме.

 

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.

Вопреки распространенному мнению дефектолог не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:

  • словарный запас;
  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
  • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать). С детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия.

На групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. На групповых занятиях дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

Кроме того, дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- постановка звука;

- автоматизация навыка произношения звука;

- дифференциация смешиваемых звуков;

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

           

Основные направления работы:

*Диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной речи.

*Артикуляционная гимнастика (гимнастика языка) – очень важна для постановки определенных групп звуков, т.к. мышцы языка ребенка не совсем  сформированы и требуют развития.

  *Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

 *Введение звука в речь, развитие связной речи.

  *Развитие лексико-грамматической стороны речи.

  *Развитие мелкой моторики.

  *Развитие дыхания.

  *Развитие ритма речи.